МБОУ "СОШ №18"
г. Рубцовск
  • Школьная служба медиации

    УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ,  УЧАЩИЕСЯ, УЧИТЕЛЯ! 
    В  ШКОЛЕ  РАБОТАЕТ 
    СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ.
     

    Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка – их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

    Служба школьной медиации  - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников данного учреждения, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

    ЗАЧЕМ НУЖНА МЕДИАЦИЯ В ШКОЛЕ

    Школьная медиация нужна для мирного решения проблем в школе и сохранения добрых отношений.

    Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений.

    Медиация  - это такая процедура, в ходе которой стороны конфликта пытаются найти общее, устраивающее всех, решение при помощи медиатора. Медиатор не принимает решения ни за какую сторону, он только организует процесс переговоров, в ходе которого стороны конфликта могут обсудить претензии друг к другу, обнаружить недостающую информацию, выработать список общих вопросов, подлежащих разрешению и договориться.

    ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В  СЛУЖБУ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

    Главная цель службы школьной медиации – превратить школу в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (учеников,  учителей, родителей).


        

    Школьная служба медиации это:

    • Разрешение конфликтов силами самой школы.

    • Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

    • Профилактика школьной дезадаптации.

    • Школьное самоуправление.

                                         

    Служба школьной медиации готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между:

    • Учениками и педагогами

    • Учениками и родителями

    • Родителями и педагогами


         

    ЗАЧЕМ МЕДИАЦИЯ НУЖНА ДЕТЯМ?

    В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

     В общем, можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию

          

    ЗАЧЕМ МЕДИАЦИЯ НУЖНА РОДИТЕЛЯМ?

    Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

    Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

    Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

    Медиатор при разрешении споров в своей работе опирается на следующие принципы:

    Первый принцип — нейтральность медиатора. Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват. Медиатор беспристрастен по отношению ко всем сторонам конфликта, не заинтересован в каком-то конкретном решении. Именно поэтому он не советует и не принимает решений за стороны, а стимулирует их самих к поиску взаимовыгодного выхода из ситуации. Задача медиатора состоит в том, чтобы организовать процесс эффективного обсуждения.

    Второй принцип медиации — добровольность. Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса в любой момент. Технология предполагает, что всё происходит с согласия сторон, включая принятие решения, за реализацию которого они сами несут ответственность.

    Третий принцип медиации — конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Стороны также гарантируют нераспространение полученной информации в ходе разрешения конфликта.

    Четвертый принцип медиации — равноправие. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждому равное количество времени и внимания.

    При обращении  в службу школьной медиации (примирения),

    ведущий программы примирения встретится с каждым из участников для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

    В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие  вопросы:

    • каковы последствия ситуации для обеих сторон;
    • каким образом разрешить ситуацию;
    • как сделать, чтобы этого не повторилось.

    При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

    На встрече   выполняются следующие правила:

    • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
    • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
    • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
    • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы

    Роль медиатора:

    • Медиатор ориентирован на достижение четких соглашений между участниками спора о том, как они будут решать конкретные вопросы.
    • Медиатор, будучи осведомлён о человеческих чувствах, не учитывает их.
    • Медиатор сосредоточен на том, как люди хотели бы видеть будущее, а не на подробном анализе прошедших событий.
    • Медиатор контролирует процесс, но не стремится открыто влиять на участников или результат.
    • Медиатор, как правило, организует переговоры между сторонами лицом к лицу, и лично присутствует при этом.
    • Медиатор обязан быть нейтральным.
    • Медиация требует от обеих сторон готовности к переговорам.
    • Медиация – структурированный процесс, который обычно ограничен одной или несколькими сессиями.

    Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника – школьного медиатора. Как правило, в школьной среде такие конфликты не афишируют, о них стараются не говорить, что не способствует гармонизации отношений в школьной среде, а ведет к нарастанию.


         

    Понятие конфликта

    Наша жизнь – это процесс решения бесконечного количества конфликтов. Мы все тем или иным образом живем и существуем в условиях конфликтов. Слово «конфликт» в буквальном переводе означает «столкновение», ведь основе любого конфликта лежит противоречие.

    Задача медиатора в школьной медиации - внимательно выслушать взгляд каждого участника конфликта, принять его переживания, помочь каждому самому понять происшедшее, понять собственное состояние, отношение к событию.

    Конфликт - это состояние противоборства, которое возникает на основе противоположных мотивов, потребностей, высказываний при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей. Сторонами конфликта выступают стороны образовательного процесса, находящиеся в конфликтных отношениях , либо явно или скрыто поддерживающих конфликтующие стороны. Предметом конфликта является то, из-за чего он  возникает

    Мотивы конфликта могут быть как внутренними , так и внешним воздействием других людей.

    Виды внутриличностного конфликта:

    1. мотивационный конфликт ;

    2. нравственный конфликт;

    3. конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности;

    4. ролевой конфликт ;

    5. адаптационный конфликт (конфликт между требованиями действительности и возможностями человека);

    6. конфликт неадекватной самооценки .

    Школьному медиатору важно выяснить позиции конфликтующих сторон. Это означает, что медиатор выясняет то, какие требование стороны конфликта друг к другу предъявляют.

    Причинами возникновения конфликта могут быть общие (различия во взглядах людей на одни и те же вопросы, индивидуально-психологические особенности ), либо частные (конкретный специфический вид конфликта). Школьному медиатору важно установить конфликтогены - это те слова и фразы, которые провоцируют участников конфликта на ответную реакцию и агрессию, что ведет к обострению и нарастанию конфликта (незаслуженные упреки, настойчивые советы, «навешивание ярлыков», указание на несуществующие факты и события, неуместная ирония, ругательства и проклятия, «закрытие» тем для обсуждения.. Не редко конфликт может возникать без какой-либо четкой причины. Один человек сказал слово. другой ответил…

    Школьному медиатору важно определить ту тактику поведения , которую стороны конфликта избрали:

    избегание конфликта (воспринимает конфликт эмоционально, пытается уступить, его не понимают, говорит извиняющимся тоном) ;

    нападение (нападает на человека, но не видит проблемы;

    действует напролом по слабой позиции другой стороны, перебивает оппонента, не отступает - это приведет к проигрышу, отказывается от переговоров и дискуссии);

    компромисс ( обе стороны что-то теряют, что-то приобретают), соперничество ( добиться победы в ущерб другой стороне);

    приспособление (приносит себя в жертву интересов другого участника конфликта).

         

    Правила проведения процедуры школьной медиации

    Правила проведения процедуры школьной медиации должны содержать указание на основание, для начала деятельности школьного медиатора по обеспечению проведения процедуры школьной медиации, по конкретному спору (обращению).

    Процедура школьной медиации носит заявительный характер, но в базовом законе о медиации содержание заявления не оговорено.

    Заявление подается в письменной форме, указывается наименование школьного медиатора, наименование заявителя информация о нём (адрес, телефон, адрес электронной почты и пр.), просьбу об урегулировании спора в образовательной сфере посредством применения процедуры школьной медиации; краткое описание сути спора; сведения о другой стороне (сторонах) спора; контактная информация другой стороны (адрес, телефон, адрес электронной почты и пр.); дата обращения; подпись.

    В случае если заявление подается представителем, необходимо прилагать надлежащим образом удостоверенную доверенность с указанными в ней соответствующими полномочиями. Если подается законным представителем несовершеннолетнего  - предоставить копию свидетельства о рождении ребенка.

    После этого начинается первая стадия процедуры школьной медиации - подготовка к медиации.

    Цель -  создание необходимых условий для проведения медиационной сессии. Обязательно должен быть определен порядок заключения соглашения о проведении процедуры медиации, его форма и содержание.

    Медиационная сессия  – это основная стадия процедуры медиации.

        

    Вся процедура медиации состоит из нескольких этапов:

    1. вступительное слово школьного медиатора (открытие медиационной сессии),

    2. презентация сторон (определяются позиции сторон, получается информации для анализа конфликта, в том числе с учетом вербальных и невербальных средств общения). Для медиатора важно обладать навыками эмпативного слушания, т.е. уметь слушать человека сопереживая, сочувственно.

    3. вентиляция эмоций ( вопросы друг к другу),

    4. кокус (индивидуальные встречи школьного медиатора со сторонами, формирование повестки). На этой стадии считаем допустимым использование результатов психолого-педагогической диагностики конфликтующих сторон.

    Во избежание конфликта интересов, целесообразно привлечение специалиста психолога. Однако, навыки психологической работы пригодятся школьному медиатору на этом этапе: необходимо определить темперамент участника конфликта, причины гиперактивности ребенка, стиль взаимодействия с ребенком его родителей, педагога; определить причины агрессивного поведения, выявить такие особенности, как: застенчивость, тревожность, замкнутость и т.д.

    Информация: 

    8-800-2000-122

    Единый общероссийский детский телефон доверия 

    8-800-25-000-15

    Федеральная линия помощи «Дети – он - лайн»

    (психологическая и практическая помощь детям и подросткам,

    которые столкнулись с опасностью во время пользования

    интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование,

    домогательство, шантаж), а также консультирования родителей

    и педагогов по теме безопасного использования Интернета детьми

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie